Жил в городе Воронеже простой советский паренек Андрей Нагорный. Всю жизнь рисовал машины. На промок Однако и это «громоздкое нечто», придуманное в недрах испанской компании SunRed, получило приз за лу Среднестатистический европейский телезритель, не увлеченный фанатично автогонками, может увидеть гон Интерфейс на основе кремниевых нанопроводников, соединенных с нанотранзистором, позволяет компьютеру обмениваться информацией с единичным нейроном человека. Гибнущая машина начинает издавать пронзительный визг, а потом – хлоп! – и разлетается лобовое стекло Просто «экологическими» автомобилями, работающими на биотопливе, потребляющими один литр бензина на В Чувашии отстранен от должности староста одной из церквей, разрешивший местному жителю использовать В Петербурге восстановлена армянская церковь святой Екатерины. Церковь была отреставрирована к 300-л Археологическая экспедиция, работающая на острове Мейнленд, крупнейшем в Оркнейском архипелаге (севе В жаркие летние дни они притягивают и детей, и утомленных солнцем прохожих. Влажный воздух превращае Высокие уровни холина в крови связаны с 2,5-кратным снижением риска врождённых дефектов нервной труб Оптимистичные женщины имеют сниженный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и смерти от любо Если бы у женщин существовал свой собственный пантеон богов, то одно из верховных мест в нем занимал Музыка слишком редко используется врачами для лечения пациентов. По мнению немецких ученых, этот фак
 


Американские исследователи уверены, что на подсознательном уровне именно возможность зачать побольше детей толкает 30-летних женщин на измену....

Далее


Сегодня во всем мире большим спросом пользуются растительные масла. И это не случайно. Недостаток в питании современного человека натуральных продуктов заставляет людей искать достойную альтернативу. ...

Далее


Классические танка в письменной (а в устной и того дольше) форме существуют, начиная с VIII в.и успели претерпеть множество изменений. Темы таких танка жёстко регламентированы и как правило представля...

Далее


Миграция населения – одна из составляющих процесса глобализации, который в последнее время все заметнее влияет на нашу жизнь. Планета становится одной маленькой деревней, жители которой все чаще стали...

Далее


Самая высокая в мире буддийская пагода возведена в провинции Цзянсу на востоке Китая. Высота тринадцатиярусного строения составляет 153,79 метров. Пагода «Тяньнинбаота» с позолоченным навершием украси...

Далее


20 августа 2009 г. с наступлением заката для мусульман начался священный месяц Рамадан. Во всех мечетях совершают общее богослужение - намаз....

Далее





Моторное масло


В середине 1960-х годов ВМФ США начал ставить на вооружение новые палубные истребители – F4 Phantom, весьма совершенные самолеты практическим потолком более 15 тысяч метров. Однако уже с самого начала эксплуатации выявился довольно неприятный дефект: при посадке колеса шасси часто заклинивало, и самолет шел по палубе буквально «юзом». Благодаря использованию аэрофинишера (системы посадочных тросов) серьезных катастроф удалось избежать, но такие ситуации добавили летчикам немало седых волос. Проведенное расследование показало, что при полете на высоте больше 10 км, где температура опускается до –600С, смазка в подшипниках колес сильно густела. Дефект проявлялся только при посадке на палубу авианосца: снижение самолета в этом случае происходило довольно быстро, и смазка не успевала оттаять (при посадке на обычный аэродром снижение было более плавным).

Министерство обороны США предложило нескольким нефтехимическим компаниям разработать состав, не густеющий даже при очень низких температурах. Химики успешно решили эту проблему, создав полностью синтетическую смазку. Но палубные истребители исчислялись сотнями штук, а дорогостоящую технологию надо было окупать, поэтому для нового продукта стали искать другие рынки сбыта.

К тому моменту синтетические масла довольно широко применялись в реактивных двигателях самолетов, а кое-кто из пилотов заливал «отработку» в моторы своих автомобилей. Пионером стал в 1972 году продукт компании AMSOIL (основанной бывшим пилотом – подполковником Элом Аматуцио): первое синтетическое моторное масло для автомобилей на американском рынке, прошедшее сертификацию API.

Но настоящей революцией в маслах стал шаг компании Mobil Oil (ныне ExxonMobil), которая в 1974 году выпустила в продажу первое массовое и доступное по всему миру синтетическое моторное масло на основе полиальфаолефинов (PAO). Предназначалось оно в первую очередь для очень холодных условий – в частности, для Аляски. Появление именно этого продукта перевернуло всю автомобильную индустрию.

В основе масла

Основа любого моторного масла – так называемое базовое масло. В начале 1990-х годов API, чтобы облегчить производителям выбор основы и упростить смешивание различных масел, ввел классификацию базовых масел по их основным свойствам: индекс вязкости (чем больше этот показатель, тем меньше меняется вязкость при изменении температуры), содержание серы и содержание предельных насыщенных углеводородов (парафинов).

В группу I входят масла, полученные из нефти с помощью одной из старых технологий очистки – экстракционной. Это смесь различных углеводородов, поэтому свойства ее нестабильны – она сильно густеет при охлаждении и быстро окисляется при высоких температурах. Но все это перевешивается главным достоинством – низкой ценой. Современные базовые масла значительно более высокой степени очистки, полученные путем гидрообработки (от гидроочистки до каталитического гидрокрекинга) нефти, в зависимости от свойств попадают в группу II или III. Все эти три группы относятся к минеральным маслам, то есть полученным тем или иным способом из нефти.

Базовые масла, полученные путем химического синтеза, называются синтетическими. По химическому составу они совершенно однородны, что обеспечивает высокую стабильность их свойств. Такие масла на основе полиальфаолефинов (PAO) относятся к IV группе. PAO как основа масла имеет замечательные свойства, кроме одного: высокой цены.

Группа V включает базовые масла на всех других основах (не входящих в группы I-IV), это могут быть как распространенные полиэфирные масла, так и гликолевые, не применяющиеся в качестве моторных.

Маркетинговые войны

10–15 лет назад преимущества синтетического масла были очевидны: высокий индекс вязкости, температурная стабильность и стойкость к окислению не оставляли шансов «минералке» занять «люксовую» нишу рынка. Однако нефтехимические компании нашли выход! Дело в том, что в связи с совершенствованием технологии очистки нефти границы между группами, определяемые свойствами масел, постепенно размываются (неофициально были даже введены промежуточные группы I+, II+, III+). Минеральные масла групп III и III+ уже вплотную приблизились по своим свойствам к синтетическим маслам IV группы (и при этом цена их значительно ниже!).

Первым «нарушителем конвенции» стала компания Castrol – в 1997 году она в своем флагманском продукте Castrol Syntec тихо заменила PAO на другую основу, полученную так называемым методом гидроизомеризации, разработанным компанией Shell. При этом надпись «синтетическое» на упаковке моторного масла осталась без изменений. Один из крупнейших производителей масел на основе PAO – компания Mobil Oil – обратилась в Американский национальный совет по вопросам рекламы (NAD) с жалобой на таую маркетинговую политику. Обсуждение длилось два года, но в итоге было принято важное решение: слово «синтетическое» на канистре не означает способ получения, а является лишь термином, описывающим потребительские свойства масла. В этом есть определенный смысл – даже организации вроде SAE или API (см. врезку) в своих спецификациях указывают лишь набор качеств, но не происхождение.

В середине 1960-х годов ВМФ США начал ставить на вооружение новые палубные истребители – F4 Phantom,

Hosted by uCoz